Оружие самураев в период Эдо

В период Эдо каждый имевший звание самурая носил два меча дайсё — катана и вакидзаси (большой и малый).

В 1600 году в битве при Сэкигахара Токугава Иэясу одержал победу и обрел власть над большой территорией страны. Его противники укрепились в Осака, где находился величественный и грозный замок. Иэясу предпринял несколько решительных военных акций, и замок Осака был сожжен. Наступила эпоха мирного долголетия и безраздельного правления клана Токугава.

В 1603 году Иэясу принял титул сегуна и основал третий в истории Японии сёгунат, избрав в качестве столицы город Эдо.

Симбиоз дзэн и конфуцианства, начиная с XIV века, постепенно формировал образ идеального воина, физически развитого, нравственно чистого и преданного повелителю. Клан Токугава сделали все возможное, чтобы этот идеал распространился в среде самураев. Так появилась система Бусидо.


В условиях мира отряды буси стали не нужны местным правителям и страна наводнилась ронинами, бродячими самураями. Вопреки запретам, часть их занялась «презренными занятиями», другие посвятили себя искусству и литературе, третьи стали грабить на дорогах. В конце XVII — начале XVIII веков положение высшего сословия в Японии стало совсем незавидным. Идеалы самураев были объектом насмешек простолюдинов, наглость которых дошла до того, что появился тип безродных людей, дерзких и вызывающих, всячески подражающих самураям в их поступках (отокодатэ). А богатые горожане в это время за взятки получали право считаться членами самурайского сословия.

Однако решающий удар по одряхлевшему режиму был нанесен извне. После нескольких лет бесплодных попыток дипломатических миссий ряда европейских государств наладить отношения с сёгунатом Токугава, в 1853 году в бухту Эдо вошла эскадра военных кораблей американского адмирала Пэрри (из 12 кораблей дошли только 4), пушки навели на город, а в Эдо послали гонца с требованием установить взаимоотношения между Японией и США. По-ковбойски прямолинейный дипломатический шаг произвел большое впечатление на высших чиновников Японии, любителей скользких ответов и мягких решений. Через несколько месяцев желание «гостей» было удовлетворено, что уничтожило и сёгунат, и японскую экономику — за короткое время страна наводнилась дешевыми иностранными товарами, система натурального хозяйства рухнула, не выдержав конкуренции. Нищета породила анти иностранное движение, которое слилось с анти сёгунским, и народ свершил свою судьбу сам — гражданская война 1866-1868 годов закончилась свержением 15-го сегуна Токугава Ёсинобу и передачей власти 16-летнему императору Муцухито. Многовековое правление военных в Японии закончилось.


Первое время после наступления мирного периода Эдо еще оставалась вероятность возобновления войны, и мечи, доспехи и прочее вооружение были боевыми — строгими и практичными. Но длительные годы мира и уменьшение перспективы гражданской войны привели к значительному взлету декоративности вооружения. В период Эдо каждый имевший звание самурая носил два меча дайсё — катана и вакидзаси (большой и малый).

Самурай не расставался с ними большую часть дня и ночи. Они были символом его чести и силы как солдата на службе своего господина. Если его господин был обесчещен или кем-либо обижен и из-за этого лишил себя жизни, долгом его вассалов считалось поправить зло, уничтожив того, кто обесчестил их господина, и, если они при этом не погибли и успешно выполнили свою задачу, закон предписывал им уничтожить самих себя.

С японским мечом связано много легенд и преданий. Считалось, что при его изготовлении мастер оружейник передает ему часть своей души. Например, знаменитый мастер XIV в. Мурамаса Сэнд-зё, ученик великого Масамунэ, изготовлял великолепные мечи. Он был очень раздражительным и вспыльчивым, и его мечи заслужили славу «жадных до крови», которыми опасно владеть (так как они могут вовлечь владельца в поединок) и опасно сражаться (так как они даже могут привести к гибели владельца). Многие члены клана Токугава погибли от этих клинков. Ненависть Токугава к изделиям этого мастера была столь велика, что их повсеместно уничтожали.

Именно благодаря такому благоговейному отношению к мечу он стал самой богато украшенной частью снаряжения самурая. Штатская одежда самурая была обычно темного цвета. В унисон с ней оправу меча, как правило, делали красновато-коричневого, черного или серого цвета. Образцом самурайского хорошего вкуса считался простой черный цвет роиро; иногда его монотонность нарушалась рельефом или чередованием тусклых и ярких мест на поверхности для контраста.

Изредка использовалась переливающаяся отделка, создаваемая золотой пылью или толченой ракушкой. Однако это считалось вульгарным, за исключением тех случаев, когда человек появлялся при дворе, где предполагалась роскошь.

Период Эдо характеризуется наибольшим разнообразием оправ мечей. В это время совершенствуются старые и изобретаются новые стили украшения деталей оправы. Искусная гравировка, инкрустация драгоценными металлами и цветными сплавами, рельефные узоры и многие другие виды отделки отличают оружие мирного периода Эдо от более старых образцов.

В этот период производятся также роскошные доспехи, а шлемы украшаются невообразимыми нашлемниками.  Практичность постепенно уступает место декору.